Если бы в конце XIX века среди артистов проводились соревнования по спортивному многоборью, в программу которых вошли бы разные дисциплины, великий русский певец Федор Иванович Шаляпин вполне мог стать победителем.
Об отношении к спорту знаменитого вокалиста можно судить по следующим его высказываниям: «Непринужденность, свобода, ловкость и естественность физических движений – такое же необходимое условие гармоничного творчества, как звучность, полнота и естественность голоса».
Федор Иванович был неравнодушен к спорту. Катался на коньках и, как утверждал его друг знаменитый художник Илья Репин, делал это с юношеской легкостью. По свидетельству дочери Ирины, ее отец особенно красиво плавал саженками, далеко вперед выбрасывая руки, ловко и ритмично ударяя ладонями по воде. Азартно играл в старинную русскую игру городки, увлекался автомобильным спортом, хорошо ездил на велосипеде. Известно, что в детстве Федор Шаляпин был постоянным участником кулачных боев – своеобразных турниров местных силачей, проходивших на улице в праздники.
Может быть, такой широкий диапазон спортивных увлечений помог Ф. Шаляпину в течение долгих лет сохранять стройность, пластичность, умение владеть своим телом. Однажды после просмотра оперы «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова, в которой певец исполнял партию Ивана Грозного, известный критик Владимир Стасов сказал: «Какая истинно скульптурная пластика являлась у него во всех движениях, можно бы, кажется, лепить его каждую секунду, и будут выходить новые и новые необычайные статуи…, и как все это… естественно, просто и поразительно…».