Меню

Чем чаще всего болеют учителя и что с этим делать

Содержание

Профессиональный педагог вынужден почти весь день проводить в школе, гимназии или другом учебном заведении, в котором он работает. Он проводит уроки, организует внеклассные мероприятия, проверяет домашние задания учеников, посещает педсоветы и выполняет многие другие обязанности. Зачастую рабочее время учителя в разы превышает нормированную недельную нагрузку. Разумеется, это не может проходить бесследно, поэтому существуют так называемые профессиональные заболевания педагогов.

Негативные факторы, которым подвержены учителя

На первый взгляд, педагогическая деятельность не так трудна, как есть на самом деле, но все не так. Эта профессия занимает едва ли не первые места в рейтинге по вредности. Здоровье педагогов постоянно проходит проверку на прочность, так как на него влияют самые разные факторы:

  1. Высокие физические нагрузки, вызванные ненормированным рабочим графиком, общественными мероприятиями и работой на несколько ставок.
  2. Напряженность глаз при проверке тетрадей, которая является обязательной для каждого учителя.
  3. Негативное влияние электромагнитных волн при работе с компьютерами. Преимущественно это касается учителей информатики.
  4. Высокое содержание микробов и бактерий в помещениях учебных заведениях повышают риск развития не только хронических заболеваний, а также вирусных и инфекционных.
  5. Постоянное моральное напряжение вредно для нервно-психического здоровья. Из-за стрессов может наблюдаться повышение артериального давления, развитие язвенной болезни, ишемическая болезнь, психастения и неврозы.
  6. Педагоги постоянно напрягают свои речевые аппараты. Работа голосовых связок на износ не проходит бесследно.
  7. Невысокая двигательная активность приводит к проблемам опорно-двигательного аппарата. Учителя вынуждены много сидеть и стоять, в результате чего в сердечно-сосудистой системе возникают отклонения разного характера.

Есть и другие негативные факторы, вызывающие профессиональные болезни преподавателей. В группу риска всегда попадают учителя, работающие на несколько ставок.

Профессиональные болезни педагогов

В течение всего учебного года учителя могут неоднократно болеть, так как вынуждены контактировать с разными вирусами и инфекциями. Медицинская статистика рисует следующую картину по заболеваниям педагогов:

  • поражения верхних дыхательных путей – 26%;
  • болезни органов кровообращения – 18%;
  • проблемы с пищеварением – 15%;
  • заболевания ЦНС и органов чувств – 12%;
  • болезни инфекционного и паразитарного характера – 12%.
У педагогов, за плечами которых до 5-7 лет стажа, довольно часто выявляются заболевания дыхательных и пищеварительных органов. После 45-50 лет проявляются заболевания органов кровообращения. По статистике зимой и весной количество обращений педагогов к врачам увеличивается, а летом и в начале осени учителя болеют реже. Причина не только в вирусах, но и в накоплении усталости, а также нарастании психоэмоциональной напряженности в преддверии выпускных и переводных экзаменов, ведь длительный стресс опасен для здоровья.
Читайте также

Частые болезни педагогов – это неврозы. К концу семестра преподаватель может накричать на класс из-за отсутствия мела или грязной доски, или вовсе расплакаться. Все дело в том, что эмоциональная напряженность возрастает в течение учебного года, а в один момент эмоции могут бесконтрольно выплеснуться. Причиной является перенапряжение нервной системы, то есть нужно обратиться к врачу.

Сколиоз и сутулость тоже часто одолевают учителей. В обычных школах редко встречаются ортопедические преподавательские кресла, то есть преподаватели в скрюченной позе вынуждены сидеть в течение всего дня, а затем еще проводить много времени, проверяя тетради с домашними заданиями. Приятного в этом мало, так что при выборе своей профессии нужно подумать, останавливаясь на преподавательской деятельности.

В поле зрения врачей регулярно попадают учителя с болезнями носоглотки, среди которых:

  • ларингит;
  • ангина;
  • фарингит и другие.

Если на первом уроке учитель бодро встречает учеников, желая им доброго утра, то к концу пятого урока он может едва шептать. Такое состояние вызвано не столько усталостью, сколько сухостью слизистых и высокой нагрузкой речевого аппарата. Отметим, что профессиональных нарушений здоровья из-за работы в школе довольно много, а головная боль становится едва ли не постоянным спутником всех учителей.

Профилактические меры

Избежать нарушений преподавателям помогает правильная профилактика. Часто учителя болеют из-за того, что их заражают ученики, но также нужно научиться управлять своими эмоциями и не поддаваться стрессам. Профилактические меры, позволяющие избежать профзаболеваний педагогов, достаточно просты:

  • Нужен сон не менее восьми часов. Если требуется проверить стопку тетрадей, лучше лечь пораньше, а к проверке приступить утром.
  • Контроль над водным балансом очень важен. Многие учителя выпивают в течение дня более трех чашей кофе или чая, а о чистой воде забывают. При этом рекомендовано употреблять не менее 1,5-2 литров воды.
  • Фрукты помогают восполнить запас минералов и витаминов, поэтому нужно регулярно их употреблять дома и на работе.
  • Важно научиться бороться со стрессами, купив раскраску-антистресс или выбрав другое успокаивающее занятие.
  • В период сезонных эпидемий учителям рекомендуется принимать витаминные комплексы для укрепления иммунитета.
При обнаружении первых же признаков болезней учителю следует обратиться к врачу за консультацией и пройти обследование, чтобы начать лечение как можно раньше.
 
Комментарии читателей