Гарантия на велосипедную раму может достигать 10 лет (как у велосипедов Stern), а на другие детали (обвес) от 1 до 2 лет. Отложить ремонт на долгое время поможет правильный уход за велосипедом.
Новичкам стоит сразу приучить себя к ежедневному осмотру велосипеда. Кому-то такой подход покажется излишним, но современный велосипед – это сложная система, где многие узлы требуют к себе особенного внимания. Профессиональные байки вроде Motion CS Team комплектуются воздушными вилками, регулятором отскока и 30-ти скоростными трансмиссиями. Проверяя состояние техники после каждого катания и перед выходом на трассу, можно не только продлить эксплуатацию велосипеда, но и уберечь себя от травм и ушибов.
Начать осмотр нужно с шин. Они должны быть накачаны оптимально под конкретную поверхность. Велосипедные шины для поездок по городу (City ladies или Cruise) лучше накачать до 4-х атмосфер.
У трюковых байках серии Stern Air шины накачивают до 2-3 атмосфер при катании на земляных трамплинах. Любые потертости, посторонние предметы в протекторе, повреждения – все это повод задуматься о смене резины.
Раз в неделю стоит проверить колеса: нет ли сломанных спиц, не образовалась ли «восьмерка». Проще всего оценить состояние колеса так: поднять велосипед над землей (спереди или сзади), крутануть колесо и посмотреть на тормозную колодку. Если колесо вибрирует, то его нужно нести в ремонт или заменить.
Велосипедная цепь удивительно быстро может выходить из строя. Ведь у нее есть свой ресурс пробега, и если прогулочный городской велосипед может использовать редко и долго наматывать километраж, то спортивный байк или модель для активного катания легко выйдут за гарантированный ресурс велоцепи в 1,5 - 2 тысячи км. Цепь в наибольшей степени подвержена влиянию грязи, реагентов и соли (если ездить в зимнее время).
Чистить велоцепь нужно в несколько этапов:
- перехватить сухой тряпкой и прокрутить цепь сквозь нее;
- масленку приставить к цепным ячейкам и крутить педали назад, постепенно выливая масло по длине цепи;
- сделать 15-20 оборотов в другую сторону для равномерного растекания масла;
- удалить излишки масла тряпкой.
«Звездочки» трансмиссии чистятся примерно также, только еще потребуется спица или специальная жесткая щетка для выскабливания слипшейся со смазкой грязи, намотавшейся травы и забившегося песка.
Независимо от типа тормозов на велосипеде (ободные, дисковые, ручные) нужно всегда следить за состоянием колодок и удалять загрязнения из тормозной системы. Тормозные колодки должны прижимать обод всей поверхностью. Если этого не происходит, то нужно отрегулировать тормоза.
После и перед поездкой нужно проверить затянутость всех болтов и винтов. При этом движущиеся части велосипеда должны иметь свободный и ровный ход.
Длительное хранение велосипеда подразумевает не только смазку маслом, но и обертывание деталей промасленной ветошью. Консервационную смазку лучше не использовать — ее трудно удалить. А если не удалять, то к ней будет липнуть грязь. Смазывать нужно те элементы байка, которым прописано это в инструкции.
Основная задача владельца — держать велосипед чистым во время хранения. Мыть велосипед рекомендуется дважды в месяц при сухой погоде и после каждой велопрогулки во время дождя.
Велосипед моют сначала с одной стороны, потом с другой. Можно поставить байк на подножку, а можно положить плашмя. В труднодоступные места льют воду – так грязь размокает и ее проще удалить. Потом велосипед нужно поставить на руль и сиденье и вымыть раму снизу.
Цепь сначала протирают мокрой тряпкой, а потом вытирают насухо. Сухой хлопчатобумажной тканью стоит пройтись по всем деталям, чтобы не осталось разводов и пятен.
В городской квартире велосипед вымыть сложнее, чем на природе или в деревне, но все-таки возможно. Лучше это делать на полу, покрытом линолеумом, или подстелить резиновый коврик (такие часто кладут в ванную). Если снять колеса, то можно помыть велосипед по душем. После ополаскивания нужно взять ведро с водой, развести там моющее средство (жидкость для мытья посуды сгодится) и с помощью щеток и губок довести байк до зеркального блеска!
Поливать из душа велосипед нужно осторожно. Втулки колес лучше обойти стороной и просто протереть. Также нельзя, чтобы вода попадала внутрь рамы. Цепь можно промыть мыльным раствором.
Существует и сухая чистка велосипедов. Она намного безопасней для металлических деталей. Чистка по-сухому проводится так:
- засохшую грязь удалить вручную и с помощью щеток;
- сильно прилипшие комки размочить мокрой тряпкой и аккуратно снять;
- протереть корпус и детали средством для чистки велосипедов.
Городские и горные велосипеды Stern и других брендов прослужат долго при соблюдении правил эксплуатации и ухода за велосипедом. Перед длительными походами и после зимы велосипед нужно всегда тщательно проверять. Сложные профессиональные модели стоит отнести на техосмотр в мастерскую, если своих знаний об устройстве современного байка недостаточно.