McLaren: история клуба

В августе 1958 года Брюс Лесли МакЛарен впервые стартовал в гонках Формулы-2. Случилось это на Гран-При Германии. Всего через год МакЛарен станет самым молодым победителем Гран При Формулы-1.

Яркого продолжения не последовало. Новые регламенты гонок превратили команду Cooper, за которую и выступал новозеландец МакЛарен, из фаворитов в серую мышь. Куперовцы держались за средние места и попасть на пьедестал никак не могли. Брюс Макларен держался до 66-го года, после чего плюнул и основал Bruce McLaren Motor Racing.

Создание McLaren было настоящей авантюрой даже для 60-х. Молодой гонщик из Новой Зеландии, неудавшийся раллийный штурман в качестве главного конструктора (Робин Херд, главный конструктор), авиаконструктор в качестве шеф-механика (Тайлер Александер) и адвокат Тедди Майер (будущий спортивный директор команды).

Однако вся четверка была реалистами. Сначала они готовились выступать на гонках Tasman. Тем более, что в Ф-1 уже ставили на болиды движки объемом 3 литра. У МакЛарена не было своего завода, как у Феррари или BMW, а доступны были только 2-х литровые двигатели. Тогда было решено поступить следующим образом: взять мотор Ford-406 на 4,2 литра и доработать его до регламентированных 3000 «кубиков». Двигатель получился так себе, зато многие отметили новые шасси, созданные Робином Хердом. Алюминиевые «Сэндвич-панели» с прослойкой из бальсового дерева позволили сделать более легкий и более жесткий монокок, чем у конкурентов.

Первые два сезона Брюс МакЛарен был единственным гонщиком своей команды. На третий года его напарником стал Деннис Хьюм, на тот момент действующий чемпион. Команда к этому времени готовилась представить болид M7A с двигателем Ford-Cosworth-DFV. Дебют машины состоялся в 1968-м году. МакЛарен стартовал с поул-позиции и выиграл гонку.

Увы, дальнейшего прорыва опять не вышло. Команду покидает конструктор Херд, а на его место приходит Йо Маркварту. Именно он разработает полноприводный McLaren-M9A. Сам Брюс не рискнул сесть за руль этого «чудовища», а Дерек Бел выступил на болиде крайне слабо во время Гран При Великобритании. На этом история M9A закончилась.

2 июня 1970 года произошла трагедия: основатель команды Брюс МакЛарен погиб на тестовом заезде в Гудвуде. У прототипа M8D сломалось заднее антикрыло, пилот потерял управление и болид врезался в судейский пост на бетонном фундаменте. McLaren остался без МакЛарена.

Читайте также

Хьюм, второй пилот, немного ранее получил серьезные ожоги: автомобиль загорелся во время гонки. В результате дальнейшее участие в сезоне оказалось под вопросом. Гран При Бельгии McLaren пропускает, в Голландии за рулем McLaren Ford-M14A садятся Дэн Герни и Питер Гетин. В Клермон-Ферране к ним присоединяется восстановившийся Хьюм и финиширует четвертым.

Команда ищет новые двигатели. Моторы Alfa Romeo оказываются тяжелыми и маломощными. Да еще, к двигателям в нагрузку, «МакЛарен» получил двух неопытных пилотом: Андреа де Адамича и Нанни Галли. В 71-м году от итальянских моторов все-таки отказались, оставшись с фордовскими. Но на результатах это не сказалось: Хьюм выступает плохо и занимает 13- место в личном зачете. Команде удается все-таки попасть на 6-е место в Кубке конструкторов, но отставание от пятого места равнялось 11 очкам.

В 1971 году McLaren обретает первого спонсора. Им стала косметическая фирма Yardley. То, что в Формуле-1 главное деньги, становится понятным сразу: финансовые вливания поднимаю Хьюма на второе место в Гран При Аргентине и приносят первое место в ЮАР. Конечно, деньги были направлены на модернизацию и подготовку пилота и болида, а не на подкупы судей.

В 1972 году в команду приходит второй пилот, американец Питер Ревсон. Вместе с Денни Хьюмом и Брайном Редманом он набирает достаточно очков, чтобы команда оказалась на 3-м месте в Кубке Конструкторов. Стало понятно, что пилоты способны на многое, их ограничивает лишь техническое несовершенство болидов. Устранить эту проблему поручено новому главному конструктору Гордону Коппаку. И он приступает к созданию новой гоночной машины.

McLaren FORD M23 станет легендой 70-х в автогонках. Два чемпионских титула, Кубок Конструкторов, абсолютный рекорд по количеству заработанных очков за всю историю Формулы-1 — все это болид М23. 319 баллов принес автомобиль Коппака команде. При этом никаких инновационных решений в конструкции не было. Клиновидный носовой обтекатель и радиаторы по бокам кокпита стали уже нормой. Залогом побед стали простота конструкции и общая высокая надежность помогли завоевать.

В 1974 году McLaren ждали новые перемены. Появился еще один пилот, фаворит гонок Эмерсон Фиттипальди. А вместо косметики Yardley спонсировать команду стали Texaco и Marlboro. Смена спонсоров повлекла и смену «боевой» раскраски: «Макларен» становится красно-белым.

Продолжение следует.

 
Подписка на рассылку
Комментарии читателей
Добавить комментарий
 
Начал следить за командой со времен Микки Хакиненна. Макларен-это команда с историей. С ними всегда было тяжело тягаться Феррари и Бенеттону. Очень интересная статья, спасибо.
mekk777 / 22.01.2014 в 19:32 /