Шанс покорить небеса

С 18 по 19 июля на территории вертолётного комплекса ССК «Лисья нора» прошли ежегодные соревнования по вертолётному спорту на «Кубок Миля». В состязаниях принимали участие семнадцать экипажей из шести стран. Будучи неравнодушным ко всему редкому и любопытному, специальный корреспондент «СпортОбзора» с радостью посетил данное мероприятие.

В программе первого дня экипажи искали по карте заданный объект и последовательно выполняли ряд операций. Это походило на своего рода вертолётное ориентирование на высоте 200-300 м и по маршруту в 50 километров. Конечно, настоящие пилоты умеют не только изучать местность, но и автоматически в уме превращать луга и леса в топографическую карту. Впрочем, чего ещё можно ожидать от людей, которые совсем скоро отправятся на 13-й чемпионат мира по вертолётному спорту, который пройдёт в Германии.

Ещё до начала состязания отечественные экипажи были явными фаворитами, и это было неудивительно, ведь из 12 чемпионатов мира восемь раз лучшими становились именно наши. Хорошо бы подобную тенденцию переняли наши футболисты, подумал ваш корреспондент, отправляясь на церемонию открытия.

Правда, если честно, я никогда не любил подобные церемонии. Вечно выходят какие-то серьёзные боссы, произносят красивые речи, и благодарят через запятую спонсоров, до которых всем собравшимся нет дела. Но церемония открытия чемпионата действительно потрясла.

Скучая, я разглядывал пилотов, собравшихся с национальными флагами на подиуме. Зазвучал гимн России, и вдруг иностранцы все как один вытянули головы и начали фотографировать нечто, происходящее за моей спиной. Обернувшись, я обомлел. Оказывается, был поставлен специфический мировой рекорд – впервые в истории вертолётного спорта над лётным полем был пронесён самый большой в мире российский флаг, размер полотнища которого составил 1500 кв. метров. Пронос флага выполнил вертолёт МИ-8 под управлением прославленного экипажа авиации ФСБ, который совершил героические полеты на Северный и Южный Полюса Земли. Это они покорили Эльбрус, самую высокую точку России. Наблюдать за тем, как под звуки государственного гимна России в небе реял гигантский триколор, казалось, можно было бесконечно.

Буквально через пятнадцать минут начались соревнования и, несмотря на жару, люди старались не отходить от лётного поля далеко – никто и не думал прятаться в тени, ведь начиналось самое интересное. Экипажи состязались в трёх видах: «Малая высота», «Развоз грузов» и «Вертолётный слалом». Конечно, вертолеты класса Робинсон – машины достаточно небольшие, да и, пожалуй, самые маленькие из вертолётов. Но управлять подобным агрегатом очень непросто, а самое сложное для пилота – поднять железную стрекозу в воздух и заставить её зависнуть. В лётных школах от курсантов требуют выполнять этот элемент в первую очередь. И если молодому лётчику удаётся пройти это испытание, то ему, как правило, говорят важнейшие слова в его жизни слова: «летать будешь».

Читайте также
Впрочем, летают не только мужчины, но и женщины. На шестом Кубке Миля представители слабого пола были не только напарницами пилотов, но и сами вели и сажали машину как полагается. Глядя на экипаж Шпиговской и Губаровой, даже подумалось: может, зря мы ругаем женщин на московских дорогах? Может, просто их стихия не земля, а небо?
Женщины прекрасно выступили во всех трёх видах состязаний и завоевали медали. Что же до самих соревнований, на них остановлюсь чуть подробнее. «Малая высота» – одно из самых первых видов состязаний, появившихся в вертолётном спорте. В этом виде вертолёт должен выполнить полёт на высоте всего 2-3 метра от земли по коридору шириной в 1 метр. После чего машине предстоит развернуться, и боком долететь до точки старта.

Очки начисляются буквально за всё. Покуда я наблюдал за соревнованиями и за бегающими вокруг вертолётов судьями с линейками и измерительными приборами, я всё пытался понять, зачем ко дну вертолета приделаны две веревки с грузиками, причём одна чуть выше другой. Оказывается, вертолёт не должен отрывать от земли нижний груз и ни в коем случае не должен касаться земли верхним.

Что ни говори, но судьи очень строги... Штрафные очки в вертолётном спорте начисляют только так. За то, что сел на три сантиметра левее, за то, что медленно развернулся… Но пилоты знают, что делают, а значит, у вертолётного спорта большое будущее и новые рекорды, ведь пилоты штрафных очков не боятся, да и потом на смену старшим приходят младшие.

Многие экипажи, представляют собой семейные дуэты отца и сына, мужа и жены. Ведь вертолётный спорт – это шанс попробовать покорить небеса…

Текст: Владимир Седов
 
Подписка на рассылку
Комментарии читателей
Добавить комментарий