Двойной юбилей вертолета

В этом году инженеры вертолетостроения отмечают сразу две юбилейные даты: разработка и начало использования однорулевого винта и первый устойчиво управляемый полет. События, разница между которыми составила 10 лет, считаются наиболее важными в эволюции этого легкого, быстрого летательного аппарата.

От винта!

1912 год стал одним из переломных в истории летательных аппаратов: была продемонстрирована модель вертолета с автоматом перекоса несущего винта. Она стала «прародителем» почти для всех машин, которые производят сегодня. До этого предполагалось управление отклоняемыми поверхностями или даже с помощью дополнительных боковых винтов, но эта конструкция так и не прижилась. А в 1911 году выдающийся русский инженер Б.Н. Юрьев опубликовал ту самую схему одновинтового вертолета. А всего через год на международной выставке воздухоплавания была представлена модель в натуральную величину, за которую он получил золотую медаль. К сожалению, за неимением достаточного количества финансовых средств запатентовать изобретение ученому так и не удалось.

Первый устойчивый полет

Читайте также

Второй значимой датой является 90 лет с первого запуска устойчиво управляемого вертолета. Тот самый первый устойчивый геликоптер был построен также русским инженером, профессором Георгием Ботезатом, правда, для нужд армии США. В 1922 году его изобретение, имевшее вес 1600 кг, способное вместить сразу троих пассажиров, смогло подняться в воздух на пятиметровую высоту и находиться в полёте несколько минут. Но власти США приостановили финансирование разработок спустя год, когда модель Ботезата совершила уже более сотни полетов, посчитав их не очень выгодными из-за расхода топлива.

Спустя столетие

Сегодня представить военную и гражданскую авиацию без вертолетов просто невозможно. И они все больше применяются не только для быстрых дальних перелетов в труднодоступные уголки планеты, но и для развлечения, к примеру, для проведения обзорной экскурсии, свадебной прогулки. А в мегаполисах их давно уже используют как аналог наземному такси.

Но и техника не стоит на месте, разработки в сфере вертолетостроения по-прежнему ведутся. Так, в России продолжаются испытания нового Ми-8МТВ-5-1, а Польша недавно представила новую разработку – прототип вертолета SW-4 Solo. По словам экспертов, будущее – за беспилотными аппаратами, поэтому сегодня все разработки ведутся именно в этом направлении. А создание винтокрылого беспилотника для транспортных нужд станет еще одним судьбоносным моментом в истории авиации.

 
Подписка на рассылку
Комментарии читателей
Добавить комментарий