Ремонт АКПП: в автосервисе или своими руками?

Автомобильные двигатели внутреннего сгорания обладают недостаточной приспособляемостью, то есть не обеспечивают изменения частоты оборотов и крутящего момента в тех пределах, которых требуют изменения условий движения. Одна из таких распространенных ситуаций – необходимость преодолеть подъем на дороге. Самый простой способ – разогнать машину перед подъемом, но в городе это чаще всего невозможно из-за обстановки на проезжей части.

Чтобы поддерживать большую силу тяги при малой скорости движения и была изобретена коробка передач, один из основных механизмов трансмиссии. Она позволяет изменять передаточное число так, чтобы скорость движения и сила тяги всегда пребывали в оптимальном соотношении. Это можно делать вручную, а можно – автоматически.

Как работает автоматическая коробка передач?

В АКПП передача крутящего момента происходит посредством потоков масла, которое нагнетается лопатками насосного колеса на лопасти турбины. Геометрия и устройство насосного колеса и турбины формируют непрерывный круг циркуляции масла. Тяговое усилие передается плавно, двигатель работает без перебоев, автомобиль можно останавливать с включенной передачей.

В автомобилях с автоматической коробкой переключения скоростей выбор передаточного числа, наилучшим образом соответствующего текущим условиям, происходит без участия водителя. Как только машина достигает определенной скорости, передачи переключаются автоматически. Например, при подъеме в гору скорость автомобиля падает, на это изменение реагирует гидротрансформатор. Реакторное колесо автоматически затормаживается, а скорость циркуляции масла возрастает, что приводит к увеличению крутящего момента, передающегося на колеса. Переключение передач происходит без разрыва потока мощности: одна выключается, другая тут же включается.

В таких автомобилях весь принцип действия механической части отличается от тех, где установлена МКПП, применением гидромеханического привода, а также целого ряда других механизмов. Это необходимо учитывать, прежде чем браться за ремонт акпп.

Все коробки-автоматы имеют не менее четырех режимов:

  • «P» - режим парковки, при котором колеса блокируются;
  • «N» - холостой ход или, в просторечии, «нейтралка»;
  • «R» - режим движения задним ходом;
  • «D» - режим движения вперед.

Кроме классических АКПП, основанных на сочетании механических передач с гидравликой, существуют более сложные разновидности:

  • вариатор – бесступенчатая коробка скоростей;
  • роботизированная механика – механическая коробка, в которой вместо педали сцепления установлен электронный блок;
  • типтроник – АКПП с возможностью переключения скоростей вручную.

Коробка-автомат имеет множество преимуществ, но, к сожалению, как и любой механизм, она иногда ломается.

Подготовка к ремонту АКПП

Любые поломки в современных автомобилях лучше всего устранять в условиях автосервиса. Наше время – время четкого разделения труда и делегирования полномочий. Гораздо рациональнее платить за услуги специалистов, нежели пытаться сделать все самому. Тем не менее, если вы большой любитель техники, имеете некоторый опыт сборки-разборки механизмов и горячее желание сделать ремонт акпп своими руками, то можно попробовать.

Прежде всего, вам понадобится место для ремонта, например, теплый, хорошо оборудованный и освещенный гараж. Лучше, когда он свой, но можно и попроситься «на постой» к кому-нибудь из знакомых. Нужно заранее запастись комплектом прокладок и резинотехническими изделиями, а также приобрести средство для промывки. Фрикционы и диски обычно покупают уже по мере обнаружения дефектных деталей.

Перед тем, как снимать коробку передач, внимательно изучите руководство по ремонту АКПП. Это поможет избежать множества ошибок.

Все неисправности коробки-автомата делятся на три группы:

  • механические, то есть возникающие из-за износа или аварийного разрушения шестеренок и валов;
  • гидравлические (заклинивание клапанов или разрушение насоса)
  • электрические – вызванные неисправностями в электронном блоке управления (обрывами проводов, поломкой датчиков).
Читайте также

При обнаружении неисправности, прежде всего, имеет смысл съездить в автосервис, имеющий сканер для компьютерной диагностики, и проверить, нет ли неисправностей в электронике. Если они не обнаружены, приходит черед проверки гидравлики и механики.

Порядок снятия коробки передач

Сначала следует отключить аккумулятор и снять защиту картера. Все тросики и разъемы отключают от коробки и откручивают стартер. Дальше работы производятся в следующем порядке:

  1. Сливаем рабочую жидкость из коробки.
  2. Откручиваем гидротрансформатор через окно стартера.
  3. Откручиваем АКПП от задних подушек, а затем от двигателя. Для этого нужно отогнуть подрамник, а болты полезно сначала фотографировать, а затем последовательно откручивать, чтобы не запутаться.
  4. Снимаем коробку.
  5. Извлекаем из коробки гидротрансформатор, кладем его вверх отверстием и закрываем отверстие чистой тканью.

Нюансы разборки и сборки АКПП

В первую очередь нужно очень аккуратно снять масляный насос, а затем разобрать коробку на отдельные узлы. Каждый узел перебирается и тщательно промывается отдельно.

Стопорные кольца устанавливаются по бокам от соответствующих выступов. Затем снимаем заглушку и привод солнечной (большой) шестерни.

Селектор выставляем в режим «P».

Теперь можно снять привод водила сателлитов, а также поршни тормозов и одноходовых муфт. Для того чтобы размонтировать эти детали, нужно открутить болт под заглушкой.

Снимаем и внимательно осматриваем планетарную передачу. В ней необходимо заменить уплотнительное кольцо. Если стальные кольца заметно изношены, а фрикционы потемнели, то все эти детали необходимо заменить. После этого нужно разобрать и проверить исправность поршня и то же самое проделать с гидроблоком. Все детали гидроблока следует промыть в керосине, а регулирующие давление соленоиды заменить на новые.

Чтобы собрать механизм, необходимо повторить все действия в обратном порядке. Масляный насос нужно обязательно продуть и проверить, нет ли утечки воздуха.

В последнюю очередь устанавливается штуцер для тормоза, на котором тоже необходимо заменить все детали, которые быстро изнашиваются: уплотнители, гидроблоки и прочее.

После этого АКПП устанавливается на автомобиль и в нее заливается масло.

Если вы готовы проделать все, что описано выше и уверены в собственных силах, желаем удачи! Но помните, что ремонт АКПП своими руками – достаточно сложное дело, и, не имея опыта и навыков в ремонте сложных технических устройств, вы можете изрядно навредить коробке передач.

 
Подписка на рассылку
Комментарии читателей
Добавить комментарий