Энцо Феррари и его "конюшня"

Он боялся самолетов, но создавал скоростные гоночные болиды. Считал брак священным, но изменял жене. Все прощал детям, но ничего не прощал подчиненным. Именно этому человеку приписывают фразу: «В мире существуют два мнения: моё и неправильное». Все это — Энцо Феррари, гениальный инженер и увлеченный автогонщик.

Кабинет Энцо Ферарри и его восковая фигура в музее Ferrari

Энцо Феррари родился 18 февраля 1898 года в небольшом городке Модена на севере Италии. Его отец был известным в городе мастеровым по металлу, что давало семье весьма приличный достаток.

Спорткар Ferrari

Интересно, но автомобилей «Феррари» могло бы и не быть: когда Энцо призвали в армию, он сильно заболел во время службы. Выздоровел лишь чудом, поскольку военные врачи практическим им не занимались.

В 1919 году после окончания первой мировой войны Энцо дебютирует в автоспорте. А уже через год становится тест-пилотом Alpha Romeo. Именно в этой компании Феррари сделает карьеру от простого водителя до директора спортивного подразделения компании — Alfa Racing.

Спустя 9 лет работы в «Альфа Ромео» Энцо Феррари запускает свой собственный проект — спортивное общество «Scuderia Ferrari» (Конюшня Феррари) в Модене, главной целью которого было создание гоночной команды и организация автогонок.

Кубки чемпионатов в музее Ferrari

Как гонщик Феррари особых успехов не достиг. Наибольшее достижение — второе место в Тарга Флорио (гонка по перекрытым дорогам в Палермо, отменена в 1977 году). После рождения сына Энцо оставил трассу и сосредоточился на управлении. Он мечтал превратить свою «конюшню», Scuderia Ferrari, в национальную команду. Именно эта мечта привела к появлению в 1947 году Ferrari 125 F1, первому болиду «Формулы-1» с открытыми колёсами.

Ее дебют состоялся в 1950 году на Гран-при Монако. Альберто Аскари занял 2-е место, а через год «Конюшни Феррари» праздновали первое место в Гран-при в Сильверстокне. Победу обеспечил аргентинец Хосс Фройлан Гонзалес.

Чемпионы Ferrari

Появление Ferrari-500 стало триумфом. В 1952 и 1953 гг. Аскари выиграл на ней шесть гонок из семи. Причем седьмую гонку выиграл опять же пилот Ferrari — Пьеро Таруффи. Тот сезон до сих пор остается лучшим в истории Ferrari, когда сразу три гонщика команды заняли весь пьедестал чемпионата.

А вот модель 625 уже была не так хороша. На ней удалось выиграть всего три гонки. Понимая, что конструктивно они зашли в тупик, Энцо Феррари сделал, что называется, «ход конем». «Коммандаторе», как его называли подчиненные, просто купил у Джанна Лянчи всю его команду вместе с гениальным конструктором Витторио Яно и великолепной гоночной машиной Lancia D50. В результате к 1965 году команда Феррари стала самой титулованной в мире Формулы-1. За десять лет четыре чемпионских кубка достались пилотам «конюшни».

Музей Феррари похож на спортивный автомобиль

Читайте также

Тем не менее, у Ferrari довольно «рваная история» успехов. Длительные застои менялись яркими победами, но каждый следующий спад длился дольше предыдущего. Например, после завоевания в 1983 году восьмой в своей истории Кубок конструкторов, повторить успех команда смогла только спустя 16 лет (через 11 лет после смерти основателя).

В конце 60-х начался очередной инженерный кризис: Ferrari стали уступать болидам конкурентов. Проблема решилась только в 1975 году, когда конструктор Мауро Форгьери создал знаменитую Ferrari 312 T. Эта модель позволила завоевать четыре Кубка конструкторов за пять лет, а пилоты Ники Лауда и Джоди Шектер выиграли три чемпионата мира.

Внутри болида не так уж комфортно!

Увы, после 1980 г. Ferrari рухнула на 10-е место в Кубке конструкторов. Правда, всего на два года — в 1982 г. Ferrari снова на первом месте, однако очень тяжелой ценой: сначала погиб Жиль Вильнёв, любимец Энцо Феррари, потом тяжелые травмы получил Дидье Пирони. А во время Гран-при Канады заглохшая на старте машина стала причиной аварии, в которой погиб Рикардо Палетти.

По воспоминаниям тех, кто работал с конструктором, Энцо Феррари был жестким человеком. Даже жестоким. Он не прощал ошибок людям, но безумно любил свои машины. Они были для него, как дети, они носили его имя, им старый Феррари прощал всё.

Своих лучших пилотов Феррари рано или поздно изгонял их команды и практически всегда со скандалом. Именно так покинули Ferrari Фил Хилл, Ники Лауда и Джоди Шектер (сделавший победный дубль в Кубке Конструкторов в 79-м и 80-м).

У Феррари два музея: один в Модене, второй в Моранелло

В своей жизни Феррари боялся трех вещей: самолетов, лифтов (до конца жизни пользовался лестницами) и своей матери. Жена у него была одна, что не мешало длительно встречаться и с любовницей. Гонщик в прошлом, Энцо не посещал заезды, где участвовали его пилоты и машины. Предпочитал смотреть их по телевизору или ждать звонков от своих людей с трассы.

Законный сын, Дино, страдал от мышечной дистрофии и умер в возрасте 24 лет в 1956 году. После смерти жены Энцо женился на любовнице Лине, от которой у него тоже был сын — Пьеро. Однако в нем не было качеств лидера, поэтому Энцо 90% акций компании продал компании Fiat.

Все записи и чертежи Феррари делал фиолетовыми чернилами. В его кабинете царила настоящая тьма, которую робко перебивал свет единственной слабой лампочки над портретом умершего сына.

Модель Феррари Enzo в честь основателя компании

В 1983 г. Ferrari завоевала свой восьмой Кубок конструкторов. Повторить успех получилось только в 1999 году, спустя год после смерти самого Энцо Феррари.

 
Подписка на рассылку
Комментарии читателей
Добавить комментарий