Меню

История Williams Martini Racing

Полное название этой команды Formula-1 знают разве что фанаты. А так британскую «конюшню» называют просто Williams (Уильямс или Вильямс), иногда добавляя аббревиатуру F1.

В 2015 году британцы остаются третьей командой «Королевских гонок» (после итальянской Scuderia Ferrari и соотечественников из McLaren), одержавшей более 100 побед в Гран-при чемпионата мира «Формулы-1».

Сэр Фрэнк Уильямс проверяет новый болид Williams

Все началось в 1969 году. Большой любитель автоспорта Фрэнк Уильямс (Frank Williams) и гонщик Пирс Каридж создали свой первый болид на шасси Brabham BT26A. В дебютной гонке Каридж занял два первых места, в Монако и США. Триумфальное начало карьеры в гонках F1 закончилось трагедией. Уже в 1970 году, спустя всего год после основания Frank Williams Racing Cars Пирс разбился на трассе на Гран-при Голландии. Пилот сильно обгорел и умер от ожогов. Возможно из-заза этого, а может из-за слабых результатов в целом, Фрэнк Уильмс расторг контракт с компанией De Tomaso, на болиде которого выступал Каридж и другие пилоты (Брайан Редман и Тим Шекен). В итоге Ford 505 был заменен сначала на шасси March 701, потом March 711, но результаты Williams в чемпионате оставались слабыми.

До конца 70-х прийти к успеху у британцев так и не получилось. В итоге команду купил Уолтер Вольф, переименовав ее в Walter Wolf racing.
В 1977 году Фрэнк Уильямс решил попробовать еще раз. В Формуле-1 появилась новая Williams с длинной приставкой Grand Prix Engineering.

Чемпионы F1 (1980): Алан Джонс, Фрэнк Уильямс, Патрик Хэд

Три года ушло на доработку болидов, за это время команда вступила в FOCA (ассоциацию конструкторов F1), что позволило выставлять на заезд двух пилотов. И вот, в 1980 году, началось восхождение Williams на пьедестал легенд Formula-1.

В первом сезоне нового десятилетия британцы выиграли свой первый Кубок конструкторов, а новый пилот Алан Джонс стал чемпионом на шасси FW07. Правда, команду опять переименовали. Спонсоры из Саудовской Аравии настояли на Albilad-Saudia Racing Team.
В 1981 году успех развивался. Несмотря на ряд технических проблем весь пьедестал чемпионата мира достался команде Френка Уильямса.

Первым стал Нельсон Пике, вторым Алан Джонс, третьим Карлос Ройтеман. Естественно, Кубок Конструкторов опять достался сине-белым болидам.

Рикардо Патрезе на Гран-при Португлии в 1991 году

В 1982 году команда поставил рекорд. Новичок Кеке Росберг выиграл чемпионат, одержав победу всего в одной гонке. Правда, на этом успехи кончились. Вслед за Джонсом (его и заменил Росберг) из Williams ушел Ройтеман, а Марио Андретти и Дерек Дэли ничего особенного не добились.

1983 год ознаменовался приходом турбированных движков в «Королевские гонки». Ferrari, Renault, Brabham-BMW с трубинами уделывали Ford Cosworth DFV/DFY по полной программе. «Уильямс» сумели победить только на улицах Монако, где мощность двигателя была не столь важна.

На последнем этапе на британские болиды поставили турбодвигатель от «Хонды», но с ним сразу же начались проблемы, которые не удалось решить до 1985 года. Заодно и устаревшее шасси сменили на FW10.

Сотрудничество с Honda принесло Williams одни проблемы

Читайте также

Два года подряд «Уильямс» доминировал в чемпионате, выиграл еще один Кубок конструкторов, но в 1988 году из команды ушел моторист, поскольку Honda начала сотрудничество с «МакЛарен». Нельсон Пике в свою очередь перешел в Lotus. Поскольку этот год был последним для турбо-двигателей, то в принципе услуги «Хонды» больше и не требовались.

К концу 80-х Williams начинают сотрудничать с «Рено». В 90-х команда выиграет 5 Кубков конструкторов и 4 чемпионата мира. До 1997 года британская «конюшня» не опускалась ниже 2-го места в соревнованиях конструкторов. В те годы единственный, у кого получалось соперничать с «Уильмся», был Айртон Сенна (Mclaren).

В 1992 году активная подвеска Williams FW14B стала настоящим супер-оружием для вернувшегося в команду Найджела Мэнселла. 5 побед подряд, 9 побед в сезоне, повтор рекорды Сенны 1988 году — 6 поулов подряд, 14 выигранных полу-позишн за весь сезон, непобитый до сих пор рекорд по наибольшему проценту поул-позишн в сезон — 88% (14 поулов за 16 гонок). И это не все! Самое большое количество быстрых кругов за сезон (8), наибольшее количество очков за чемпионат (108). Наконец, максимальный отрыв от второго места (52 очка). При том, что вторым в тот год тоже был гонщик Williams, Рикардо Патрезе.

Айртон Сенна погиб в первом же сезоне за Williams

В 1994 году случилась еще одна трагедия. Айртон Сенна перешел в Williams и разбился насмерть на 4-м этапе чемпионата, повторив судьбу первого пилота команды, Пирса Кариджа.

На следующий год двигатели «Рено» появились у соперников, и преимущество в скорости пропало. Однако Дэймон Хилл и дебютант Жак Вильнев все-таки выиграли чемпионат, разделив первое и второе место. В тот же год команду покинул Михаэль Шумахер, что в следующем сезоне привело к серьезной аварии.

Гран-при Европы 1997 запомнилась навсегда тяжелейшим соперничеством между Шумахером (Ferrari на тот момент) и Жаком Вильневым, для которого это был второй чемпионат Формулы-1 в карьере. «Красный барон» преднамеренно протаранил болид конкурента. Правда, навредил самом себе. Его болид вылетел с трассы, а Вильнев стал на этапе третьим, а в общем зачете первым. Второе место у Шумахера отобрали.

Шумахер (Ferrari) таранит Вильнева (Williams F1 Team) на Гран-при Европы

Кстати, в том заезде победил финский гонщик Мика Хаккинен, для которого победа стала первой в карьере.

С уходом «Рено» из «Королевских гонок» британцы остались без двигателей и утратили лидерство. К тому же, с XXI века бюджеты гонок стали непомерно разрастаться, а Williams оставалась одной из последних независимых команд в Формуле-1.

До 2005 года болиды оснащались движками BMW, но особых успехов достигнуть не получалось. 2006 год стал просто провальным для команды: 8-е место и всего 11 очков за сезон. Двигатель Cosworth CA2006 явно не годился.

Валттери Боттас и Филипе Масса

Сотрудничество с «Тойота» и новое шасси FW29 вместе с опытом Нико Росберга и Алекса Вурца сделали свое дело: 2007 год принес 4-е место в Кубке конструкторов. Немного по сравнению с прошлыми достижениями, но это был явно шаг вперед.

Впрочем, потом Williams делала шаги вперед и назад еще несколько лет, меняя спонсоров, моторы и шасси. Сейчас в болидах стоит шасси Williams FW36, моторы Mercedes, а пилотами будут Пастор Мальдонадо (он принес команде спонсорство с нефтяной компанией PDVSA), Филипе Масса и молодой финский гонщик Валттери Боттас.

Болид Williams Martini FW36

Титульным спонсором команды с 2014 года стал Martini, соответственно и название вновь изменилось. Теперь команда сэра Френка Уильямса (ему в этом году исполнится 73 года) называется Williams Martini Racing.

 
Комментарии читателей