Тадеуш Касьянов: жизнь – честный бой и виртуозный трюк

Тадеуш Рафаилович Касьянов – личность выдающаяся: патриарх боевых искусств, «легенда советского рукопашного боя». Люди, далекие от единоборств, узнали о Касьянове из кино: он принимал участие и ставил знаменитые трюки в культовом фильме начала 80-х «Пираты ХХ века». Помните лихого боцмана в черном берете? Были у Касьянова и другие киноработы. И всюду он – непревзойденный, виртуозный мастер, легендарный боец и прекрасный актер.

Краткая справка:

  • Тадеуш Касьянов родился в 1939 году в Москве.
  • С 15 лет профессионально занимался спортом – борьбой, бегом, фехтованием.
  • Служил в армии, окончил институт физической культуры.
  • Основоположник рукопашного боя, президент Всероссийского рукопашного боя и традиционного каратэ, заслуженный тренер России, судья всесоюзной категории.
  • Мастер спорта по боксу.
  • Обладатель десятого дана по традиционному каратэ.
  • Автор восьми книг по рукопашному бою.
  • Президент российской Гильдии каскадеров.
  • Актер, постановщик трюков.

Судьба Тадеуша Касьянова, столь насыщенная былями и небылицами мира восточных боевых искусств, на самом деле легендарна. Знаменитого воина, основоположника советского рукопашного боя, всенародная слава «накрыла» в 80-м, когда на экраны страны вышел советский супербоевик «Пираты 20 века» – фильм, совершенно не похожий ни на что, снятое до тех пор в СССР.

А западное кино подобного формата еще только начинало проникать сквозь «железный занавес» советской политической ментальности. Словом, «Пираты» взорвали действительность! Да, Талгат Нигматулин, также как и Николай Еременко – дрались отменно, с этим трудно поспорить. Но стоило увидеть блистательного героя Касьянова – сразу становилось ясно: это боец высшей категории, суперпрофессионал, воин экстра-класса.

Мальчишки того времени просто бредили своим героем и наверняка бы нимало удивились, узнав, что лихой боцман из «Пиратов» в детстве испытывал трудности в двором общении и был не особо-то спортивным. И вот, «запутавшись в комплексах, как в соплях», Тадеуш пришел в бокс. Пришел, чтобы победить. Побудило его к этому – кино: в 1948-м вышла «Первая перчатка», и десятилетний мальчик просто «заболел» боксом.

Подходящая секция нашлась не сразу: только через пять лет, в 1953-м, юный Касьянов пришел к Михаилу Уткину, в «Крылья советов». Та трудная послевоенная пора – как лакмус, обнажала в людях их истинные качества. И тренеры того времени (тренеры сурового бокса!), учили своих подопечных человечности, вниманию к ближним, защите слабых, заботе об обездоленных. Учили личным примером. Касьянов навсегда запомнил, как самый первый его тренер подкармливал их – своих вечно голодных воспитанников. Кормил на последние деньги, тогда как сам носил ботинки на босу ногу – даже зимой…

В боксе Касьянов продолжал совершенствоваться и во время службы в армии, и потом. Кроме того, в нем стал пробуждаться интерес к каратэ – тогда еще загадочному боевому искусству. Родоначальника советского каратэ – Алексея Штурмина – Тадеуш встретил как будто случайно. Однако у идущих одним Путем, ищущих одну Истину – случайных встреч не бывает. Узкие перекрестки мирозданья сводят всех, кто «обречен» на встречу…

В данном случае Штурмин просто стоял у обочины дороги, а Касьянов взял и притормозил, решив подвести голосующего. По дороге водитель и пассажир разговорились… Эта встреча стала истоком чистой реки дружбы двух выдающихся людей, из которой выросла мощная школа единоборств Сэнэ – ориентир для всех последующих адептов боевых искусств России.

Вскоре у Тадеуша Рафаиловича произошла еще одна судьбоносная встреча – с Анатолием Харлампиевым, «действующим патриархом самбо». Это случилось в том же 69-м, когда друзья-каратисты Касьянов и Штурмин стали тренироваться вместе.

Харлампиев стал «демонстрировать» их самбистам – мол, де, смотрите, это каратэ, явление новое и интересное. Присматривался сам, давал дельные советы. Так, медленно, но верно, происходило совершенствование стиля, рождался емкий, но лаконичный термин – рукопашный бой. В течение 10-ти лет, вплоть до кончины Харлампиева, Касьянов общался с ним, приобретая поистине бесценный опыт.

Эффективному и плодотворному развитию боевых искусств в СССР никто не мешал – государству, к счастью, пока еще было «не до того», и это сыграло на руку нашим славным воинам, которые могли свободно экспериментировать, искать, совершенствоваться.

И до чего же удивительные результаты дали эти поиски! На Олимпиаде 80, когда в Москве собрались лучшие зарубежные борцы, выяснилось, что русские легко «завалили» большинство из них. Более того: выяснилось, что наши «красные пояса» спокойно, «без шума и пыли», брали верх над «черными поясами» из-за границы.

Уточним, что в школе Касьянова и Штурмина можно было стать обладателем четырех поясов – белого, красного, коричневого и черного. Особо отличившиеся борцы получали черное кимоно. Разрядов черного пояса – данов, школа Сэнэ не предусматривала.

Потому зарубежные соперники поражались уровню подготовки советских борцов. Позже и в школе Касьянова стала применяться международная система – десять поясов, десять данов.

Не так давно специальный экспертный совет петербургского представительства ОБСЕ присвоил Тадеушу Рафаиловичу Касьянову 10-й (высший) дан за выдающееся мастерство и успехи в тренерском деле. Не остались незамеченными и книги по боевым искусствам, созданные мастером: Касьянов получил докторскую педагогическую степень.

Но это сейчас… А тогда, в 70-х, до признания было еще ох как далеко.

Советская власть, обратив, наконец, внимание, на каратэ – запретила его. Многих мастеров, в том числе Штурмина – абсурдно обвинили и посадили в тюрьму. Но школа Сэнэ – детище Касьянова – не только выжила, но вопреки всем запретам развивалась.

К моменту выхода из подполья, школа рукопашного боя разработала стройную, эффективную систему единоборств – с ударной и бросковой техникой, с отработанными приемами против противника с оружием и пр.

В 1989 г. Тадеуш Касьянов официально зарегистрировал Федерацию спортивного рукопашного боя.

Тадеуш Рафаилович говорит, что его школа «работает с упором, прежде всего, на голову, а потом уже на мышцы». Новичок первым делом знакомится с историей, иерархией, традициями стиля с тем чтобы влиться в Семью, для которой понятие силы и чести неделимы, туда, где «один за всех и все за одного» по-настоящему.

Однажды у одного ученика школы Касьянова на улице отобрали магнитофон. Дружная команда борцов шпану вычислила и «отметелила», магнитофон отобрала. А назавтра вернула его обокраденному сотоварищу, которого в тот же день из школы… выгнали. За что? За то, что покорился без боя. Вот вам и традиции.

Всего несколько месяцев, проведенных в такой атмосфере – и человек становится другим. И как бы ни считали обыватели, среди которых, увы, немало представителей органов власти, что школа боевых искусств «взращивает агрессию и криминал», Касьянов утверждает – это ложь! Его искусство – это искусство чести.

Все ученики мастера служат в армии – отказников у Касьянова нет. Люди – настоящие хранители настоящего русского офицерства – воины не потому, что носят кобуру и погоны, а потому, что истинно русские ратоборцы носят дух настоящего патриотизма в сердцах.

Касьянов мастерски владеет всеми видами холодного оружия – у него дома есть роскошная коллекция метательных пластин, палашей, катан и пр… А вот к оружию огнестрельному мастер равнодушен, не любит он и охотиться, считая, что отобрать жизнь у вольного животного – преступление. Вообще, принципы Касьянова таковы, что отнять у живого жизнь без самой крайней на то нужды – недопустимо для воина. Его ученики метают ножи только в засохшие деревья.

Так взращиваются и ученики Касьянова, и его дети. Дочка Тадеуша Рафаиловича София – продолжает дело отца. Она – обладательница черного пояса, восьмого дана – взяла на себя управление Федерацией, пока отец полтора года был в заключении (его ложно обвинили в похищении человека). Вернувшийся Касьянов нашел состояние дел Федерации превосходным.

Тадеуш Рафаилович Касьянов – человек, свято хранящий священные воинские традиции, человек, для которого понятие чести, справедливости, патриотизма – не пустой звук, а сама жизнь. Как хорошо, что и в наше столь зыбкое в отношении вечных ценностей время есть люди, брать пример с которых – большая честь.

9 апреля 2013
Теги:
 
Комментарии читателей
Добавить комментарий